Фотосъемка в «домашней» студии

Человек обычно приобретает фотоаппарат, чтобы запечатлеть на память какие-то важные моменты жизни. Это может быть и день рождения, и отдых компанией на природе, и путешествие в другой город или страну. Для этого вполне достаточно приобрести компактный фотоаппарат, так называемую «мыльницу». И носить удобно, и потерять не жалко. Другое дело, когда в руках серьезный аппарат – «зеркалка». Тут уже и аппетиты растут. Хочется не просто снимать репортажи, а выразить свое художественное восприятие. Владелец аппарата начинает пробовать различные режимы: и пейзаж, и портрет, и ночную съемку. Со временем возникает желание попробовать студийную съемку. Начинающему фотографу не обязательно арендовать настоящую студию, можно для начала попробовать дома. Бесспорно, качество будет далеким от студийного, но попробовать-то можно. Итак, несколько советов.

Для начала продумайте фон, на котором будут проходить пробы. Фото на фоне задернутых гардин или на фоне обоев выглядит либо слишком пестро, либо «по-домашнему». А если в течение съемочного дня несколько раз меняется одежда модели, то и полученные фото будут выглядеть несколько «дешево». Лучше всего подойдет однотонная хорошо драпирующаяся ткань, например, светло серого цвета, которая, при необходимости, может быть заменена после компьютерной обработки вполне респектабельными пейзажами

Все прекрасно знают, что в студии можно самостоятельно выставить свет, не полагаясь на небесную канцелярию или проекты дизайнеров, располагающих свет не всегда удобно для фотосъемки. Если для пробы в качестве студии выбрана стандартная квартира, рекомендуем подготовить еще пару-тройку настольных ламп, чтобы смягчить тени от встроенной вспышки. Однако здесь следует помнить, что шаг вправо или влево дает совершенно другую картинку и игру светотени. Поэтому в студии следует поворачивать модель, а не крутиться вокруг нее. Максимум, что может позволить себе фотограф, это движение вперед-назад.

Координируя движение модели, не следует забывать, что вы находитесь в зеркальном положении относительно друг друга. Поэтому следует сразу оговорить с моделью команды, которыми вы будете ее поворачивать. Лучше всего для этого подойдет ориентир – часовая стрелка. И для фотографа и для модели стрелка идет по кругу в одном направлении.

Если же модели приходится сделать шаг в сторону, например, то лучше всего ориентироваться на ее право-лево, то есть сразу давать «зеркальную» команду. Именно так работают с моделями профессионалы.

Портрет может быть разным: и ростовым, и по пояс, и по грудь, и крупноплановым. В каждом отдельном случае камера должна находиться на определенном уровне – на уровне живота, на уровне груди, на уровне подбородка, на уровне глаз.

Кстати, в любом потрете главное глаза. Поэтому основную фокусировку следует делать именно на глазах. Они могут многое рассказать и передать общее настроение фотографии.

Вполне возможно, что для реализации какой-либо идеи придется лечь на пол или напротив, воспользоваться стремянкой. Такими приемами следует пользоваться с осторожность, иначе рискуете получить модель с большой головой и короткими ногами.

Если модель располагается в пол-оборота, то необходимо обратить внимание на глубину резкости, иначе четким на фото останется только ближний глаз. Хотя, если это «задумка художника»…

Геннадий Матус

Фотограф: студийная и свадебная фотосъемка, ретушь и художественная обработка фотографий.